23-24 апреля 2015 года в Институте экономики НАН Беларуси состоялась Международная научно-практическая конференция «Стратегия развития экономики Беларуси: факторы формирования и инструменты реализации»
23-24 апреля 2015 года в Институте экономики НАН Беларуси состоялась Международная научно-практическая конференция «Стратегия развития экономики Беларуси: факторы формирования и инструменты реализации». В конференции приняли участие более 250 ведущих ученых и специалистов Беларуси, России, Украины, Казахстана и Латвии.
С пленарными докладами на конференции выступили Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, член-корреспондент НАН Беларуси М.В. Мясникович, директор Института экономики НАН Беларуси, член-корреспондент НАН Беларуси А.Е. Дайнеко.
Помощник Президента Республики Беларусь, доктор экономических наук К.В. Рудый, Первый заместитель Председателя ГКНТ А.А. Косовский. Также актуальные задачи стратегического характера, стоящие перед экономической наукой, в своих докладах затронули заместитель президента РАН, доктор экономических наук В.В. Иванов, директор Института экономики Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, доктор экономических наук С.С. Еспаев, директор Института экономики Латвийской академии наук, доктор педагогических наук, ассоциированный профессор Н.Линде, ведущие ученые Института экономики РАН и Института экономики НАН Беларуси, представители вузовской экономической науки.
В рамках конференции были обсуждены перспективные модели и сценарии социально-экономического развития страны в контексте устойчивости к внешним шокам, проанализированы направления и инструменты реализации внешнеэкономической стратегии Республики Беларусь с учетом нестабильности мировой экономической конъюнктуры, рассмотрены инновационные аспекты формирования новой структуры экономики Беларуси.
В ходе научной дискуссии, участниками конференции были определены геополитические и геоэкономические факторы, оказывающие влияние на развитие экономики Беларуси: усиление международной конкуренции, цикличный характер экономического развития, обострение внешнеполитических противоречий в связи с украинским кризисом, санкционная политика ЕС и США в отношении России, манипуляции при формировании мировых цен на энергоносители, ограничение доступа к иностранным займам и современным западным технологиям.
В процессе работы участники конференции выработали консолидированные предложения в области макроэкономической, внешнеэкономической и инновационной политики, которые позволят нивелировать негативные эффекты и обеспечить предпосылки для сбалансированного экономического роста Беларуси.К наиболее существенным предложениям можно отнести:
уточнение подходов к системе господдержки инвестиционной деятельности, в связи с чем рекомендован отказ от временных мер поддержки убыточных организаций; оказание господдержки независимо от формы собственности предприятий; уточнение критериев выделения бюджетных ресурсов в зависимости от показателей эффективности инвестиционных проектов, сроков окупаемости, перспективности развития видов экономической деятельности и уровня их технологичности;
для формирования полноценного рынка ценных бумаг физическим лицам и частным инвесторам признано целесообразным создать институт коллективного инвестирования в форме паевых инвестиционных фондов. Это позволит не только снизить трансакционные издержки частных инвесторов, возникающие в сделках с ценными бумагами, но и будет способствовать развитию таких особых видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Беларуси, как депозитарный учет паев инвестиционных фондов, доверительное управление имуществом паевого инвестиционного фонда;
рекомендовано включение в налоговое законодательство концепции бенефициарной
собственности и доктрины необоснованной налоговой выгоды, деловой цели, превалирования содержания над формой, фиктивных операций, осмотрительности при выборе контрагента. Внедрение этих методов и инструментов с учетом применения Модельной конвенции ОЭСР позволит существенно увеличить налоговые поступления, не прибегая к повышению налоговых ставок;
обоснована необходимость совершенствования системы социальной защиты населения посредством рационализации системы образования и здравоохранения, разработки механизма ориентации данных сфер на конечный результат и, одновременно, сокращения фискального пространства, занимаемого системой социальных служб, повышения ответственности людей за свое собственное будущее с учетом дальнейшего развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС.
Наряду с мерами по дальнейшему формированию единого евразийского рынка товаров, услуг, капитала в числе новых приоритетов интеграционной политики ЕАЭС следует выделить формирование эффективного кадрового ресурса, создание новых технологий и производств. Важно совместными усилиями осуществлять наращивание индустриального потенциала стран-членов ЕАЭС, и в данном контексте актуальны дальнейшая специализация национальных промышленных комплексов с учетом имеющихся конкурентных преимуществ и, одновременно, промышленная кооперация на базе консолидации научного и технологического потенциала стран евразийской интеграции.
Углубление финансовой консолидации в странах ЕАЭС может стать сильным фактором, стимулирующим долгосрочный экономический рост в регионе на фоне неустойчивого и неравномерного развития мировой экономики. Взаимодействие регулируемых организованных рынков повышает их ликвидность, сглаживает резкость колебаний курсов валют, повышает устойчивость против негативного влияния дестабилизирующих факторов. Единый интегрированный финансовый рынок позволит обеспечить внутреннее фондирование экономик стран ЕАЭС, что снизит их зависимость от внешнего финансирования.
Государственная поддержка организаций науки и наукоемкого бизнеса должна включать апробированные в отечественной и мировой практике меры стимулирования. В их составе важно применение льготирования затрат на выполнение исследований и разработок, в том числе путем уменьшения налогооблагаемой базы и предоставления «налогового кредита» (прямого уменьшения суммы налогов), а также посредством предоставления инновационных ваучеров, либо, для пилотных проектов, – применения отработанной на примере Парка высоких технологий системы льгот. Для поддержки деятельности стартовых форм инновационно активных организаций необходимо создать устойчивые потоки венчурных инвестиций.
Реализация предложенных регуляторных мер позволит не только преодолеть текущие макроэкономические проблемы, но и создать условия для последующего устойчивого социально-экономического развития Беларуси.