НОВОСТИ И ОБЪЯВЛЕНИЯ

Директор Института экономики член-корреспондент НАН Беларуси, д.э.н., профессор Дайнеко А.Е. 1 декабря 2015г. выступил с докладом на пленарном заседании I-го Евразийского форума молодых ученых

02.12.2015

Макроэкономические тенденции

на фоне интеграционных процессов стран ЕАЭС

Дайнеко А.Е., директор Института экономики НАН Беларуси,

д.э.н., профессор, член-корреспондент НАН Беларуси

 

В условиях изменения мироустройства и роста международных противоречий одним из элементов комплексного решения внутренних и внешних проблем является полноценная экономическая интеграция. Свой выбор Беларусь сделала. Совместно с государствами – членами ЕАЭС нами инициировалась и проводилась активная политика по формированию и усилению импульсов экономического развития, но события последнего времени показывают, что этого недостаточно.

Интеграция в виде формального объединения территорий, даже с введением правил общего рынка, не способна обеспечить синергетический эффект и рост конкурентоспособности. Об этом свидетельствует ряд фактов:

-                   замедление экономической активности, приведшее к сокращению взаимного товарооборота и торговли государств – членов ЕАЭС с третьими странами;

-                   уровень потребления в ЕАЭС опережает производительность. Как следствие, долговая нагрузка в экономиках растет, а норма сбережений, особенно долгосрочных, остается ниже приемлемого уровня;

-                   процентные ставки по инвестиционным кредитам остаются высокими, а сроки кредитования часто являются недостаточными для привлекательности проектов.

Еще в 1880 году Николай Бунге, академик и министр финансов Российской империи, писал Александру II: «Россия отстала от всей Западной Европы… на полстолетия».

Сегодня экономика стран ЕАЭС отстает по валовому национальному доходу от стран-лидеров по экспертным оценкам на 50 лет.

В данной связи требуются новые подходы в экономической политике наших стран. Соответственно, необходимо формирование новой модели экономического роста в Беларуси.

Ключевой задачей в настоящее время является выработка экономической политики, в основе которой повышение эффективности использования факторов производства – труда и капитала, т.е. повышение совокупной факторной производительности, поскольку возврат к модели так называемого «догоняющего развития» не обеспечит уменьшение разрыва с развитыми странами мира.

За последние два десятилетия разрыв, безусловно, уменьшился и по многим показателям экономического развития Беларусь относится к развитым странам.

Анализ долгосрочной ретроспективы экономического развития также свидетельствует о наличии положительной динамики: за 2001–2014 годы ВВП Беларуси вырос в 2,3 раза, ВВП на душу населения в долл. по паритету покупательной способности – в 2,4 раза.

Вместе с тем установленные Программой СЭР Республики Беларусь на 2011-2015 годы параметры динамики ВВП (на уровне 162–168% за пятилетие) и повышения производительности труда (в 1,621,67 раза) не выполнены.

В настоящее время темпы экономического роста упали до критически низкого уровня: ВВП ниже прошлого года на 3,9% – за 10 месяцев. Со стороны предложения источников положительного прироста ВВП в январе-сентябре 2015 г. практически не наблюдалось: объемы промышленного производства последние три месяца находятся на уровне около 93%; сократилось производство продукции сельского хозяйства, услуги демонстрировали отрицательную динамику. Все регионы по параметрам произведенного валового регионального продукта не достигли уровня прошлого года. 

Перед страной стоит стратегическая задача обеспечения динамичных и устойчивых темпов экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе. И здесь необходимо учитывать риски – противоположные по форме, но близкие по сути.

С одной стороны, речь идет о риске искусственного ускорения, поскольку политика ускорения при таком сценарии реализуется на фоне ослабления бюджетной и денежно-кредитной политики. Мы знаем по собственному опыту, что абсолютизация темпов роста и стремление побыстрее разо­греть экономику может обернуться макроэкономической разбалансированностью и ростом внешнего долга.

С другой стороны, опасна психологическая адаптация к низким и далее – отрицательным темпам. Ориентация на регресс, если она становится доминирующей, открывает дорогу к длительной рецессии. В данной связи 2016 год должен стать базовым для преодоления инерционно-негативного сценария развития экономики.

Проблемы отечественной экономики будут возрастать, если основные усилия направлять на объяснение существующих проблем и трудностей только объективными внешними обстоятельствами. Сейчас существуют факторы, которыми можно управлять, и факторы, находящиеся вне сферы нашего контроля.

Важно не отступить перед внешними обстоятельствами и исходить из стратегии максимального использования внутренних резервов экономического роста, которые следует разделить на две группы:

к первой группе относятся статические факторы, имеющие экстенсивный характер, которые связаны с ростом отдачи производственного потенциала;

вторая группа резервов представлена динамическими, интенсивными по своей природе факторами, потенциал которых может быть задействован посредством трансформации экономической политики в направлении структурных и институциональных преобразований.

Для реализации поставленных Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко стратегических целей (занятость, экспорт, инвестиции), а также исходя из ключевых принципов экономической программы пятилетки (борьба с инфляцией и ростом цен; модернизация управления, адекватная модернизации производственного потенциала; повышение эффективности государственного управления; привлечение инвестиций, поддержка малого и среднего бизнеса; открытость глобальному миру и построение экономики знаний) главной задачей в настоящее время выступает обеспечение нового качества экономического роста.

 

 

 

Соответственно, необходимо перейти от политики разработки стратегий к политике реализации системных мер для восстановления экономического роста.

В рамках одного доклада возможно только перечислить требуемые направления действий, однако необходимо подчеркнуть, что каждое из них детально проработано Институтом экономики и представлено в Правительство.

В целом суть необходимых мер можно определить как политику стимулирования конкурентоспособного предложения.

Во-первых, это предполагает политику стимулирования адаптивных возможностей экономических агентов, их способности улавливать быстро меняющиеся потребности и адекватно реагировать на них.

Кризис — это всегда и угроза, и возможность. Если воспользоваться выражением Ли Куан Ю (2013), создателя «сингапурского чуда», прорывы «из третьего мира в первый» происходят, как правило, в условиях структурных кризисов, когда появляется возможность заметить инновации и внедрить их. Причем инновации не только технологические, но и институциональные. Последнее особенно важно: опыт ХХ века убедительно свидетельствует, что для качественного улучшения ситуации страна должна уметь сочетать внедрение передовых технологий и адекватные этим технологиям – по сути и по времени – институты, «правила игры».

Главное условие, без которого не найти достойный ответ на вызовы нашего времени, на растущую неопределенность и вариативность развития – мотивация во всех созидательных проявлениях.

Необходимо учитывать, что мотивация в ее широком понимании затрагивает все вопросы экономической жизнедеятельности. Это и создание комфортной среды для участников экономической деятельности, включая низкую инфляцию и на этой базе низкие процентные ставки; и сбалансированный бюджет, консервативную бюджетную политику, опирающуюся только на деньги, которые заработаны при помощи роста производительности труда, эффективность бюджетных расходов и оптимизацию сети бюджетополучателей; и снятие институциональных барьеров для бизнеса, понятные и прозрачные правила игры, в совокупности формирующие предсказуемую и стабильную макроэкономику. «Макроэкономическая стабильность — это залог нормального бизнеса» сказал Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

Во-вторых, макроэкономическая стабильность – необходимое, но недостаточное условие для возвращения страны на путь устойчивого экономического роста. Вопросом, определяющим перспективу развития, является проведение структурных реформ и стимулирование инвестиций.

Приоритетные сферы для реформирования структуры экономики, по которым наблюдается (либо ожидается) устойчивый рост рынков сбыта и существует научно-технический задел определены в стратегии «Беларусь 2020: наука и экономика», разработанной учеными НАН Беларуси.

Представленные направления еще не реализованы и с учетом необходимой для экономики «критической массы», имеют инновационные ниши и «окна возможностей», позволяющие создать новые точки экономического роста. Поэтому главная цель – создание новых высокотехнологичных производств.

Еще на рубеже предыдущего столетия министр финансов Российской империи Витте обращал внимание на основные направления стимулирования экономической модернизации. Он подчеркивал, что «в стране, в сущности, капиталов гораздо больше, но они вследствие различных причин не все помещаются в промышленные предприятия». Именно поэтому основное внимание предлагалось уделять стимулированию превращения сбережений в инвестиции, а для этого — поощрению предпринимательской активности и привлечению иностранного капитала.

Привлечение прямых иностранных инвестиций остается приоритетом инвестиционной деятельности Республики Беларусь по двум основным причинам. Первая причина – это чистый неэмиссионный внешний, стимулирующий развитие страны приток денежных средств. Во вторых – это новые, даже новейшие технологии, которые являются определяющим фактором конкурентоспособности страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе и приходят в основной своей массе только с прямыми иностранными инвестициями.

Президентом определено: «Необходимо задействовать все сегменты финансового рынка — страховой сектор, рынок ценных бумаг, инвестиционные фонды, микрофинансовые и лизинговые организации, внебиржевой рынок Форекс и т.д.».

Важный источник инвестиций – сбережения населения, для вовлечения которых напрямую в экономический оборот предприятий необходимо развитие фондового рынка. Это позволит предприятиям получить более дешевые, нежели в банковской системе, «длинные деньги». Соответственно, необходимо акционирование и вывод на фондовую биржу акций наиболее успешно функционирующих белорусских предприятий.

В-третьих, на повестке дня остается вопрос совершенствования системы государственного управления, повышения эффективности и качества государственных решений. Наиболее успешные примеры развития демонстрировали страны, которым удалось ограничить бремя государства в экономике.

Сегодня важнейшей функцией государства является не концентрация ресурсов, а обеспечение условий для того, чтобы экономические субъекты могли максимально точно улавливать тенденции технологического прогресса. Узковедомственные интересы не должны сдерживать развитие страны. Адаптивность хозяйственной системы становится более важным условием успеха, чего патернализм как раз дать не может.

В соответствии с Президентом, «Поддержка предприятия, которое объективно не нужно рынку и экономике, которое фактически изжило себя и не может существовать, — это прямое омертвление ресурсов... Ликвидация отсталого предприятия не трагедия, а элементарный здравый смысл».

Актуальна необходимость в разделении функций регулятора и функций собственника. Сегодня госорганы сохраняют фактические права собственника без мотивации собственника.

Джон Стюарт Милль предложил еще в середине XIX века принципиальные подходы к решению задач ускоренной модернизации: защиту собственности (в том числе от государственного произвола), развитие человека и привлечение иностранного капитала. Опыт последних четырех столетий показал, что именно гарантии прав частной собственности создают основу для современного экономического роста, то есть роста­, обеспечивающего значимое увеличение среднедушевого ВВП. Отсутствие реальной защиты этого права на государственном уровне лишает страну всех выгод конкуренции, поскольку экономические субъекты перестают накапливать капитал, необходимый для экономического роста, если у них нет права собственности на него. Так, изменения в защите прав собственности иностранцев в Китае привели к буму прямых иностранных инвестиций после 1991 года – за полтора десятилетия произошло их увеличение более чем в тысячу раз (В 80-х годах их объем составлял 57 млн долл., в 91 – 4 млрд, в 2006 году – 70 млрд долл.).

В данной схеме государство берет на себя развитие технической и социальной инфраструктуры, включая эффективные финансовые рынки, гибкий рынок труда, а также создание благоприятных условий для развития человеческого капитала, который, одновременно, является четвертым элементом успешной конкуренции в мировой экономической системе.

В-пятых, рост производительности труда и на этой основе конкурентоспособности экономической системы страны всегда обусловлен новыми идеями, воплощенными в стоимость товаров и услуг. Игнорирование научно-инновационной безопасности в условиях кризиса чревато стратегическим поражением в глобальной конкуренции. Наука является непременным атрибутом любого государства, ставящего перед собой амбициозные цели развития в русле современных тенденций мировой экономики и нарождающихся новых укладов.

 

Стратегические и тактические планы и прогнозы социально-экономического развития должны строиться исходя из установки на приоритетность обеспечения научно-инновационной безопасности Беларуси. Это требует преодоления долголетних тенденций инерционного развития национальной инновационной системы.

Должна быть реализована всеобъемлющая среда научно-инновационного развития, сочетающая четкий и прозрачно действующий набор факторов, условий и мер, ориентированных на оптимизацию процессов получения новых знаний, их передачи в реальный сектор экономики и продуктивное использование в интересах общества и государства.

И последнее, шестое, направление стимулирования конкурентоспособного предложения в Беларуси затрагивает интересы всех участников объединенного пространства ЕАЭС.

В то же время анализ проблем интеграции в рамках Евразийского экономического союза требует проведения согласованных действий в ключевых областях – в макроэкономике, обеспечении правил конкуренции, сфере технических регламентов. Единые подходы должны применяться и при разработке согласованной промышленной политики, аграрной, транспортной, энергетической, финансовой и др.

Любой тип политики интегрирующихся государств, независимо от ее назначения, функций, субъектов и объектов регулирования, должен быть основан на принципах кооперации. Главными (императивными) компонентами здесь являются:

– добровольность участия партнеров и равноправие в принятии решений о совместных начинаниях;

– объединение потенциалов сторон по тем направлениям, где могут быть достигнуты наибольшие выгоды от совместных действий;

– планомерность и долговременность взаимодействий;

– разделение позитивных эффектов и рисков совместной деятельности (как правило, субсидиарное – исходя из соотношения вкладов сторон).

Если хотя бы один из принципов не соблюдается, речь уже идет не о сотрудничестве, а о доминировании одного из партнеров. Поэтому согласование социально-экономических систем, отличающихся размерностью, политическим устройством и соотношением движущих сил в экономике должно опираться на непреложное требование признания равноправия партнеров.

 

В заключение хотел бы отметить следующее. Полвека назад при рассмотрении путей совершенствования хозяйственного механизма в СССР были определены приоритеты, не потерявшие актуальности (то есть фактически – не решенные) для стран ЕАЭС до сегодняшнего дня.