Интервью корреспонденту газеты «Веды» директора Института экономики НАН Беларуси д.э.н., профессора А.Е. Дайнеко приуроченное к Дню экономиста
Как Вы можете охарактеризовать изменения работы Института экономики последние годы или даже год? Каким образом на нее повлияла переориентация белорусской науки на практику, ведь в сфере экономики как науки, вероятно, нет четкого разграничения на фундаментальную и прикладную части?
За последний год в Институте экономики Национальной академии наук Беларуси значительно изменился характер работы. Перед сотрудниками поставлена задача максимально приблизить результаты научных исследований к потребностям экономики страны, нацеливать разработки и рекомендации на совершенствование экономической политики и достижение макроэкономической сбалансированности.
В этой связи проведена оптимизация структуры Института. Так, из восьми сформировано пять отделов с актуализаций их названий и перераспределением сотрудников с учетом их научной направленности. Одновременно на 20% сокращена штатная численность института.
Усиление практической направленности НИР обусловлено ростом выполняемых для государственных органов поручений, которые затрагивают широкий спектр вопросов от текущих локальных задач до стратегических долгосрочных проблем социально-экономического развития страны.
Это подтверждает тезис о том, что теория без практики мертва. В отрыве от реального объекта наука превращается в догму и становится бесплодной. Решение практических задач позволяет взглянуть на проблемы под другим углом зрения и углубить наши знания о предмете.
Вместе с тем, чрезмерный крен в прикладной деятельности может негативно повлиять на качество фундаментальных исследований, поскольку на их выполнение остается все меньше времени. Поэтому важно сохранить в стране фундаментальную экономическую науку именно в системе Национальной академии наук, которая обладает важным преимуществом по сравнению с отраслевыми институтами - независимостью от ведомственных интересов. Без осмысления таких мировоззренческих проблем, как эволюция экономических формаций, методология и инструментарий научных исследований, роль государственного регулирования и т.д. трудно ориентироваться при решении практических задач.
Задания госпрограмм четко распределяются по всем секторам или все же остался «внеплановый», возможно, более творческий кусок работы?
Институт является головной организацией по подпрограмме «Научное обоснование механизмов роста конкурентоспособности белорусской экономики в условиях глобализации» государственной программы научных исследований «Гуманитарные науки как фактор развития белорусского общества и государственной идеологии». В рамках указанной программы Институтом выполняется 5 заданий – при этом каждое задание закреплено за конкретным отделом Института. То есть количество выполняемых заданий совпадает с количеством отделов, что, на наш взгляд, является оптимальным форматом организации исследований, обеспечивающим баланс между комплексностью исследований в рамках задания и их координацией. Сотрудники Института осуществляют системные исследования в следующих сегментах: макроэкономическое регулирование и равновесие; мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность; промышленная политика; экономика инноваций; развитие сферы услуг; эколого-экономические проблемы и эффективность использования минерально-сырьевых ресурсов; экономическая динамика и теория; занятость и демография. В данных областях мы обладаем наибольшими компетенциями и стремимся развивать их в первую очередь.
Однако очень часто в рамках поручений государственных органов и Президиума НАН Беларуси приходится выполнять, как Вы выразились, «внеплановую» работу, непосредственно не связанную с проводимыми в рамках госпрограммы исследованиями. Сотрудники института, благодаря многолетней исследовательской работе и накопленным знаниям, выступают экспертами по широкому спектру проблем социально-экономического развития.
Как Вы считаете, как сегодня целесообразнее реформировать научные институты экономического профиля в РБ? Насколько, Вы считаете, Институт готов к гибкой работе в условиях, когда ученые нужны для решения конкретной задачи, а затем «перекидываются» на следующую?
Что касается реформирования институтов экономического профиля в структуре Академии, то этот вопрос на организационном уровне уже решен: постановлением Президиума НАН Беларуси от 28 апреля 2012 г. №27 ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси» реорганизован путем присоединения к нему на правах обособленных структурных подразделений РНУП «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси» и ГНУ «Центр системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси». Сейчас ведется работа по выполнению всех необходимых организационных и юридических формальностей.
Мы считаем, что такая реорганизация только повысит статус Института экономики как ведущего исследовательского центра страны в области экономической науки. Вместе с тем, в процессе реформирования системы организации экономической науки в Беларуси в целом не следует отвергать сложившиеся подходы к ее структурированию на академическую, вузовскую и отраслевую – задачи и возможности (финансовые, информационные, ресурсные) этих структурных элементов все-таки различны.
Практика последних лет демонстрирует наличие способности коллектива Института к гибкой работе в изменяющихся условиях: только в 2011 году сотрудниками помимо основной исследовательской работы было выполнено около 200 поручений органов государственного управления по актуальным вопросам экономического развития страны. Причем тематика многих таких поручений часто не имела непосредственной связи с выполняемыми исследованиями.
Расскажите о наиболее 1) важных, 2) интересных своей новизной результатах Института за последний год?
Важнейшей научной работой Института является разработка Комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь на 20 лет. Он выступает основой, базовым элементом всех прогнозных программных документов социально-экономического развития страны.
В качестве наиболее важного и одновременно интересного результата фундаментальных исследований следует назвать концептуальную модель национальной инновационной системы, представленную в виде многомерной матрицы, нелинейно совмещающей взаимодействующие материальные (организации науки, образования, производства, субъекты инновационной инфраструктуры и органы государственного управления) и нематериальные компоненты (инновационная культура, институты инновационного развития, объекты интеллектуальной собственности, рынок научно-технической продукции).
Среди наиболее важных прикладных результатов следует отметить Национальные программы развития экспорта Республики Беларусь на 2000-2005, 2006-2010, 2011-2015 годы, утвержденные соответствующими постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. Институт экономики являлся головным разработчиком трех пятилетних программ. Кроме того, сотрудниками на системной основе осуществляется ежемесячный и ежеквартальный мониторинг параметров Национальной программы развития экспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы с предоставлением результатов в Министерство иностранных дел. Выполнение данных индикаторов позволило в этом году выйти на положительное сальдо внешней торговли и добиться значительного прироста экспорта товаров.
Можно отметить разработанную методику оценки региональных диспропорций в уровне жизни населения Республики Беларусь, основанную на ранжировании регионов в соответствии с предложенным комплексом показателей. С ее применением проведена оценка уровня жизни населения страны и выявлены основные региональные диспропорции по данному критерию. В настоящее время мы ведем работу с Министерством труда и социальной защиты по ее внедрению.
В рамках темы «Повышение эффективности внешней торговли Республики Беларусь со странами ЕврАзЭС» разработана методика оценки эффективности экспорта и импорта Республики Беларусь с учетом реализации динамических конкурентных преимуществ в регионально-отраслевом разрезе. В целом сотрудники Института принимают непосредственное участие в разработке всех важнейших программных документов. Ежегодно готовятся материалы в Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, результаты исследований Института включены в Концепцию национальной Безопасности Республики Беларусь, Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, Национальную программу демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы, Программу развития промышленного комплекса Республики Беларусь до 2020 года и ряд других
Как складываются Ваши отношения с заказчиками, в частности, с Министерством? Что мешает более эффективной работе? И вообще, достаточно ли прислушиваются сегодня к рекомендациям ученых-экономистов, принимаются ли они к исполнению? Приведите примеры.
По проводимым фундаментальным исследованиям заказчиком Института является НАН Беларуси. Прикладные исследования в последние годы выполнялись по заказам как отдельных организаций (РУП «Белпочта», ООО «Евроопт», ОАО «Белтрансгаз» и др.), так и ряда органов государственного управления: Министерства торговли, Министерства энергетики, Министерства жилищно-коммунального хозяйства, ГКНТ, концерна «Беллесбумпром». Отношения с данными органами госуправления сложились достаточно конструктивные, качество проводимых исследований удовлетворяло потребителей – об этом, например, свидетельствует то, что для некоторых госорганов мы проводили исследования неоднократно. Кроме того, в 2012 году Институт экономии получил письменные подтверждения о заинтересованности в результатах проводимых исследований от Администрации Президента Республики Беларусь, Министерства экономики, Министерства иностранных дел, Национального банка, Министерства финансов, Министерства строительства и архитектуры, Национального собрания Республики Беларусь. Это еще раз свидетельствует о востребованности и необходимости проводимых Институтом экономики исследований.
Институт экономики выступает как национальный центр по экономической экспертизе важнейших республиканских проектов и программ, дает заключения об экономической целесообразности проведения различных преобразований, в том числе создания холдинговых структур, осуществляет разработки бизнес-планов инвестиционных проектов, проводит экспертизу проектов Указов Президента Республики Беларусь и постановлений Правительства на предмет экономической эффективности принимаемых решений для страны.
Какие задачи стоят перед учёными Института на перспективу? Особенно интересует макроэкономическое направление, но можно кратко обрисовать и другие интересные будущие исследования. Каким будет новый объединенный Институт экономики?
Среди важнейших направлений исследований на перспективу можно выделить мониторинг динамики кризисных явлений в мировой экономике и, особенно, странах, являющихся традиционными потребителями продукции отечественных экспортеров, что позволит своевременно диагностировать внешние шоки и принимать упреждающие меры по смягчению их воздействия на экономику страны.
Важнейшей научной задачей в настоящее время является оценка последствий вступления России в ВТО и разработка механизмов взаимодействия Беларуси, Казахстана и России в рамках формирующегося Единого экономического пространства и будущего Евразийского союза. Здесь необходимо четко просчитать направления взаимной и взаимовыгодной интеграции при сохранении суверенитета и государственности.
В сфере макроэкономики мы уделяем пристальное внимание резервам и механизмам обеспечения сбалансированности экономического роста, антикризисной политике, вопросам повышения конкурентоспособности национальной экономики, формированию национальной инновационной системы, развитию сферы услуг.
В результате реорганизации планируется расширить профиль специализации Института экономики и значительно укрепить его научный потенциал. Наряду с существующими отделами в качестве обособленных структурных подразделений появится Центр аграрной экономики и Центр системного анализа и стратегических исследований.
Внешняя торговля оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие нашей страны. В данной связи в Институте созданы сектор исследований проблем внешней торговли и сектор исследований конъюнктуры мировых товарных рынков.
Одним из перспективных направлений в национальной экономике является создание фондового рынка. Для исследований в данной сфере сформирован сектор развития предпринимательства и фондового рынка.
Что необходимо для более быстрой реакции ученых на ситуацию в экономики страны и в мире?
Для быстрого реагирования на изменение ситуации в экономике в первую очередь необходимо иметь доступ к информации. Органы государственного управления далеко не всегда ставят в известность ученых-экономистов о планируемых мерах, предполагаемых межгосударственных соглашениях, в частности, по ценам и объемам поставок энергоносителей и др. Как правило, важные сведения приходится добывать из прессы. Информация часто бывает запоздалой и противоречивой. Необходимо больше доверять ученым и теснее сотрудничать при формировании экономической политики страны.
Европолитики бьют тревогу насчет жизнеспособности Евросоюза. Какой характер зависимости Беларуси от этой нестабильности?
Экономика нашей страны имеет высокую степень открытости. Большие объемы продукции мы поставляем на внешние рынки. Например, в 2011 году около 60% произведенной продукции промышленности экспортировалось. Не имея собственного углеводородного сырья, мы вынуждены его импортировать в основном из России, что требует серьезных валютных затрат.
Следует отметить, что за 4 месяца 2012 г. более 48% экспорта товаров Республики Беларусь приходилось на страны Европейского союза, соответственно любая нестабильность в экономической ситуации на данном рынке может привести к снижению спроса на белорусскую продукцию, что отразится на состоянии внешнеторгового баланса Республики Беларусь.
Кроме того, нестабильность на Европейском рынке способна спровоцировать кризисные явления в экономике Российской Федерации, которая является нашим главным стратегическим партнером. Это, в свою очередь, ухудшит финансовое состояние белорусских экспортеров и может привести к затовариванию складов, что и продемонстрировал предыдущий мировой финансово-экономический кризис.
Мировая практика показывает, что кризисные явления в значительной мере влияют на уровень мировых цен как сырьевых, так и промышленных товаров, что также может негативно сказаться на росте стоимостного объема экспорта Республики Беларусь.
Что Вы думаете о возможности второй волны мирового экономического кризиса? Возможна ли профилактика от его воздействия, если да, то какая?
Согласно мнению большинства международных экспертов, а также по результатам исследований Института экономики возможность второй волны мирового экономического кризиса вполне вероятна. Это будет зависеть от нескольких факторов: решение проблемы безработицы в экономике Соединенных Штатов Америки и проблемы кризиса суверенного долга в Еврозоне. Значительное влияние на развитие мировой экономики в последнее десятилетие оказывает Китай. В данной связи замедление темпов экономического роста здесь также может вызвать спад мировой экономической конъюнктуры.
Профилактикой снижения воздействия мирового экономического кризиса на экономику Республики Беларусь является, прежде всего, поддержание сложившейся в 2012 году сбалансированности внешней торговли и постепенное сокращение совокупного внешнего долга. Кроме того, важными направлениями работы по снижению негативного влияния мирового кризиса на экономику страны должны стать:
- своевременное и эффективное задействование государственных рычагов управления в денежно-кредитной сфере, важность которого мы увидели во время валютного кризиса;
- опережающее развитие сферы услуг, являющейся в меньшей степени подверженной экономическим кризисам и спадам;
- повышение доли экспорта высокотехнологичных товаров, которые в меньшей степени, чем сырьевые ресурсы подвержены падению экспортных цен;
- повышение уровня технологичности и качества белорусской продукции в связи с усилением конкуренции на внешнем рынке;
- создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса как наиболее гибкого и быстро адаптирующегося в условиях кризиса.