В Институте экономики НАН Беларуси прошла международная научно-практическая конференция «Экономика Республики Беларусь в интеграционных процессах: тенденции, проблемы и перспективы» 19–20 апреля 2012 г.
В работе конференции приняли участие более 150 ученых из Беларуси, Армении, Латвии, Украины. Присутствовали представители посольств Украины, Китая, Таджикистана, представители Исполнительного комитета СНГ и Международной организации по миграции, представители Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства иностранных дел Республики Беларусь, ведущих экономических ВУЗов страны.
Участники конференции сосредоточили свое внимание на анализе институциональных и макроэкономических аспектов интеграционных процессов, тенденций и перспектив внешнеэкономической деятельности Беларуси, а также интеграционного потенциала международного научно-технического сотрудничества.
Выступая с приветственным словом, академик-секретарь Отделения гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси А. Коваленя обратил внимание на то, что движущей силой интеграционных процессов являются экономические интересы. Создание сравнительно замкнутых интеграционных объединений позволяет использовать преимущества согласованных коллективных действий по отношению к внешним рынкам, предлагая свои правила игры.
Участниками конференции было отмечено, что Беларусь имеет торгово-экономические отношения более чем со 150 государствами, что свидетельствует о высокой степени ее интеграции в глобальную экономику. Вместе с тем межгосударственные экономические связи страны в основном представлены торговлей товарами и услугами. В меньшей мере пока это касается присутствия Беларуси на международных финансово-инвестиционных рынках, включения ее в процессы международного информационно-технологического обмена и торговли недвижимостью.
Участники конференции обратили внимание и на ряд других проблем в сфере внешнеэкономического сотрудничества Беларуси, требующих решения. В частности, были проанализированы риски и рассмотрены перспективы для белорусской экономики от участия страны в формирующемся Едином экономическом пространстве (ЕЭП), от вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Заместитель министра экономики Республики Беларусь А. Кудасов отметил необходимость конкретизации целевых ориентиров интеграционных процессов с участием Республики Беларусь, обеспечения их соответствия интересам белорусского бизнеса, подчеркнув отсутствие зафиксированных межгосударственными соглашениями гарантий сохранения в долгосрочном периоде приемлемых для Беларуси условий поставки в страну энергетических ресурсов.
Директор Института экономики НАН Беларуси А. Дайнеко сформулировал приоритеты международной интеграции Республики Беларусь. Он отметил, что назрела необходимость модернизации национальной экономики с учетом современных мировых тенденций и в увязке с эффективной внешнеэкономической деятельностью. В данной связи, национальная стратегия развития Беларуси должна быть глобально ориентированной – конкурентоспособной и эффективной, с позиций противодействия разрушающим влияниям глобализации, и прагматичной – с точки зрения использования возможностей и преимуществ, которые они приносят. Чтобы эффективно интегрироваться в мировую экономику и производить конкурентоспособную продукцию, пользующуюся спросом не только на рынке стран ЕЭП, но и на европейском и азиатском рынке, в Беларуси необходимо провести качественные преобразования во всех сферах экономики и реализовать комплекс системных мер. Такие предложения и модели разработаны учеными Института экономики НАН Беларуси.
В резолюции , принятой по результатам конференции, отмечено, что для реализации потенциальных конкурентных преимуществ Беларуси, модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики необходимо реализовать целевой комплекс мер, обеспечивающих быструю адаптацию социально-экономической политики государства к новым внешним и внутренним реалиям, связанным с интеграцией нашей страны в мировое хозяйство и обострением международной конкуренции.
В условиях создания Единого экономического пространства (ЕЭП) Беларуси следует гармонизировать со своими партнерами налоговый режим на основе выравнивания ставок налогов (в первую очередь налога на добавленную стоимость) и сокращения льгот отдельным предприятиям; активно участвовать в создании единого фондового рынка и согласовании направлений и приоритетов научно-технического сотрудничества; войти в формируемые инновационные кластеры (фармацевтические, автомобильные, сельскохозяйственного машиностроения) и участвовать в совместном создании крупных промышленных холдингов. Реализация совместных отраслевых программ поможет сблизить позиции в отраслях, где имеет место прямая конкуренция. Кроме того, учитывая присоединение России к ВТО необходимо активизировать переговоры по вступлению в эту организацию Беларуси.
Во взаимной торговле стран ЕЭП необходимо добиться расширения использования национальных валют. Создание условий для заключения контрактов в национальных валютах требует разработки системы текущих курсовых котировок национальных валют Беларуси, России и Казахстана и их информационное обеспечение. Для активизации экспортного потенциала сектора малого и среднего бизнеса Беларуси, а также в целом повышения инновационной предпринимательской активности в рамках ЕЭП предложено разработать межгосударственную платформу бизнеса, а также шире применять принципы государственно-частного партнерства.
Необходимо активизировать процессы формирования Межгосударственного инновационного пространства. Его главная целевая функция – обеспечить создание на страновом и межгосударственном уровне гармоничной триады «образование-наука-производство». Функционирование Межгосударственного инновационного пространства должно предполагать усиление интеграции взаимодействующих государств по стратегическим направлениям научно-технического сотрудничества, определяемых с учетом мировых трендов в науке и технологиях, а также перспектив участия национальных инновационных систем в глобальном разделении труда.
Актуальным является институциональное оформление интеграционных процессов в инновационной сфере, включающее развитие системы межгосударственного регулирования инновационной деятельности, устранение возможных правовых и административных барьеров, гармонизация нормативного правового регулирования инновационной деятельности, стандартизации, сертификации и технического нормирования в области разработки и производства высокотехнологичной наукоемкой продукции (услуг).
Петр Пекутько, ученый секретарь Института экономики НАН Беларуси, к.э.н.
Вышел сборник докладов и тезисов данной конференции, с материалами которого можно ознакомиться здесь